Большинство из нас слышало о том, что в Китае проживает большое мусульманское сообщество. В последние годы мы также слышали об их борьбе за независимость, которая была жестоко подавлена китайским правительством. Однако когда речь заходит о чем-то конкретном, выясняется, что мы очень мало знаем о 20 миллионах китайских мусульман, которым удалось сохранить свою религию и культуру в условиях коммунистического режима.
Ислам появился в Китае в период правления халифа Усмана (да будет доволен им Аллах). В городе Гуанчжоу на восточном побережье до сегодняшнего дня сохранилась гробница, о которой местные мусульмане говорят, что это - последний приют сподвижника Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) по имени Абу Вакас (да будет доволен им Аллах).
По мере развития морской торговли купцы-мусульмане осели в прибрежных районах. Их общение с местными жителями привело к тому, что среди последних появились обратившиеся в Ислам. Однако наиболее важным фактором в формировании мусульманского сообщества в Китае было вторжение в эту страну монголов в XIII веке.
После разграбления мусульманских городов Бухары и Самарканда армии Чингисхана и его наследников двинулись в Китай. Они привезли с собой ремесленников, а также обращенных в рабство женщин и детей, которые должны были стать прислугой монгольской аристократии. Эти рабы совершили настоящий подвиг, сохранив и распространив свою мусульманскую веру.
Ислам процветал в Китае в годы правления династии Мин, терпимо относившейся ко всем религиям. В этот период в страну смогли приехать исламские проповедники и ученые из Средней Азии. Вскоре город Наньнин - первая столица династии Мин - приобрел репутацию главного исламского учебного центра. В этом городе мусульманский ученый Ван Дайю написал свой знаменитый труд «Праведный комментарий по вопросам истинной религии» и несколько других трактатов.
Мусульманское сообщество Китая подразделяется на 10 групп, к которым относятся: хуэй, уйгуры, казахи, киргизы, узбеки, татары, салары, баоан, донсинь и таджики. Самая многочисленная из этих групп - хуэй, представителей которых можно найти во всех уголках Китая.
Согласно переписи 1990 года, общая численность этой группы составляла 8 602 978. Уйгуры - вероятно, наиболее известная этническая группа - являются коренным населением провинции Синьцзян на северо-западе страны. Там проживает их большая часть. Однако в современном Китае мусульман этой страны часто называют общим словом «хуэй». Мужчин-хуэйцев можно узнать по характерным белым шапочкам.
Большинство китайских мусульман - сунниты, придерживающиеся ханафитского мазхаба. В Китае последователей этой школы называют «кадими», что происходит от арабского слова «кадим» - древний. Есть также немногочисленные шииты. В Китае довольно много суфиев, среди которых можно выделить следующие основные группы: представители Накшбандийского, Кадирийского тариката, а также тариката Кубравийа. Некоторые считают суфизм главным средством, благодаря которому китайским мусульманам удалось сохранить свою религиозную принадлежность в годы правления коммунистического режима.
Мирные условия жизни китайских мусульман радикально изменились во время правления династии Цин (1644-1911). В эти годы им пришлось отстаивать свое право на независимость. Произошел целый ряд восстаний, результатом которых стала гибель тысяч мусульман.
Харизматический лидер мусульман Ду Венсю возглавил восстание 1862 -1872 годов, увенчавшееся успехом, и объявил себя правителем султаната в Шанчжи и Гансу. За период с 1867 по 1877 год в Синьцзяне было создано еще одно независимое государство, возглавляемое Якубом Бегом. Эти недолго просуществовавшие государства были жестоко уничтожены последующими китайскими режимами. Репрессии были настолько жестокими, что численность хуэйцев значительно сократилась. Временами они подвергались практически полному уничтожению.
Когда в 1949 году в Китае пришли к власти коммунисты, снова начались жестокие репрессии, которые продолжаются до сегодняшнего дня, хотя и в более мягкой форме. Исламские школы и мечети были закрыты, а некоторые даже уничтожены. Все то, что не соответствовало маоистской доктрине, включая веру и обычаи, презиралось и подвергалось нападкам. Однако после смерти Мао режим существенно смягчился. Страна взяла курс на модернизацию и признание на международной арене. Это привело к строительству новых мечетей и медресе и возобновлению работы старых.
Китайское правительство, осознавая экономический потенциал национальных меньшинств, проявляющийся в развитии искусства, ремесла, торговли и туризма, медленно движется путем реформ. Однако оно нетерпимо относится ко всему, что может угрожать территориальной целостности Китая. Такая политика привела к нескольким столкновениям и весьма распространенным казням активистов борьбы за независимость.
Мухаммед Айюб Хан по материалам книги Мишеля Диллона «Мусульмане Китая» IslamOnline
КОММЕНТИРОВАТЬ
Администрация сайта рассмотрит ваши комментарии если вы введете их через эту форму